Три тысячи лет несбывшихся желаний
Человек — это набор историй, которые он рассказывает о себе. Историй об успехах и неудачах, желаниях и возможностях, мечтах и планах. О чем-то, что было, есть или будет.
Странно, когда кто-то рассказывает историю об отсутствии чего-либо — например, отсутствии желаний. Если у меня нет крыльев, хобота или хвоста, я не говорю об этом, потому что говорить нечего: как можно рассказать о том, чего не существует? Если я не хочу есть землю, кататься на страусе и играть на укулеле, мне не нужны для этого основания. Чтобы чего-то не хотеть, не нужна причина! Это пустота, ноль, ничто. Причина нужна, чтобы в пустоте появилось что-то.
Когда некто вдруг начинает рассказывать, что он чего-то не хочет — семью, детей, власти, богатства — это заставляет задуматься. Можно не хотеть, но тогда зачем говорить об этом? Чем больше он доказывает, что не хочет, тем меньше мы ему верим!
Героиня Тильды Суинтон из фильма «Три тысячи лет желаний» — как раз из таких людей. Свой рассказ она начинает с заявления о том, что сознательно выбрала одиночество. Как выясняется дальше, этот выбор осточертел ей уже настолько, что она начала выдумывать воображаемых собеседников, а затем и видеть галлюцинации.
Человеку нужен человек. Мы глубоко социальные создания, потребности в близости и понимании, любви и принятии — одни из важнейших для нас. Если их долгое время не удовлетворять, возникает тяжелое чувство фрустрации. Люди защищаются от этого чувства, обесценивая собственные желания. Рассказывают себе и другим, что такой потребности нет, что они добровольно остаются одни, что вокруг лжецы и негодяи, от которых лучше держаться подальше.
Понятно, почему так происходит: от душевной боли надо спасаться. Но это тупиковый путь. Можно сделать вид, что потребности не существует, но она от этого не исчезнет! Знаете, что за кошки скребутся в душе? Это потребности, которые ищут выход. И находят, как вода просачиваются тут и там. Люди с фрустрированной потребностью в близости начинают запоем смотреть сериалы, строят отношения с персонажами игр, выдумывают Карлсона или создают тульпу. Но все это фикция, суррогаты. Потребность на время угасает, а затем вспыхивает с новой силой.
Чтобы избавиться от фрустрации, необходимо научиться удовлетворять свои потребности. А для этого надо их видеть и признавать. Да, наши желания могут быть несбыточными, нереалистичными, незаконными и аморальными, но не нужно делать вид, что их нет. Разумней попытаться понять, какая потребность за ними скрыта, и найти приемлемый способ ее реализации. Если для этого не хватает знаний или умений — что ж, всему можно научиться. Строить отношения, заводить друзей, формировать близость, создавать любовь — все это развиваемые навыки. В них нет ничего фантастического, их можно освоить.
Или, как Алитея из «Трех тысяч лет желаний», погрузиться в мир грез — прекрасный, удивительный… и бесплодный. Ощущая себя как джинн, всемогущий, но до конца времен запертый в бутылке наедине с собой.